ЛУЧ MEDIA

ММОМАkids, свобода и современное искусство

О СЕБЕ


Меня зовут Юля, на данный момент я культурологиня, но когда-то училась истории искусства. В музее я занимаюсь всем, что связано с детьми: пишу и вожу экскурсии, придумываю мастер-классы, курсы, провожу фестивали и другие мероприятия вместе с командой.


Меня зовут Женя, я искусствовед. В музее я делаю всё то же, что и Юля, и другие девочки. А ещё веду курс для подростков по профориентации «И что дальше?» и семейный курс «Дай пять».


Меня зовут Катя, я художница, преподаватель РКИ («русский язык как иностранный») и английского, а вообще я училась на журналиста и переводчика. Мы работаем в команде, так что я делаю все то, что перечислили Юля и Женя.


Меня зовут Лена, я художник, преподаватель, скульптор и керамист. Кроме перечисленного выше, я также отвечаю за творческую составляющую, связанную с детьми – мастер-классы, творческие проекты, художественное оформление и т.д. Еще я веду свой курс по скульптуре для детей.


НАЧАЛО РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Катя: Я начала работать с детьми еще на первом курсе университета, как преподаватель детских мастер-классов. Было очень весело и я не воспринимала ее всерьез, как будто слишком приятная работа, так не бывает. Потом поняла, что бывает еще лучше! Найти общий язык с детьми мне легче, чем со взрослыми, поэтому с детьми работать гораздо проще и интереснее.


Катя и дети на экскурсии

Лена: После окончания вуза меня позвали преподавать в художку, а дальше – пошло-поехало. В общей сложности, я преподаю детям уже больше шести лет. Если сравнить со взрослым – дети значительно более раскрепощенные, смелые и не зашоренные установками о том, как «правильно» и как «надо». Я сама, после кондовой и строгой академической школы, учусь у них свободе и смелости в творческих экспериментах и самовыражении.


ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К МУЗЕЮ

Женя: Все дети разные. Наверняка среди тех, кого к нам приводят, есть дети, которые не любят музеи, и это нормально. Но больше всё-таки тех, кто приходит к нам с удовольствием и интересом. Сегодня в музеях стало больше интерактивных программ, мастер-классов и веселья, поэтому детям нравится в них бывать.


Дети на мастер-классе

Юля: На мой взгляд, музеи всегда интересовали детей. Я, например, в свои пять-шесть лет часами просиживала в Пушкинском и пыталась зарисовать экспонаты. Недавно мы ходили туда с моей шестилетней сестрой, она занялась тем же самым, и ей очень понравилось. А еще программы, которые предлагают музеи для детей сегодня, стали гораздо интереснее. Теперь экскурсия – это не пытка часом невыносимой скуки, а небольшое приключение. И это радует всех участников: детей, родителей и экскурсоводов.

Лена: Сейчас музеи ищут и находят все новые, необычные варианты взаимодействия с детьми. Поэтому, как правильно заметила Женя, в музеях появилось больше свободы, разнообразия и веселья. Следовательно, и заинтересованных детей, которые ходят в музей с удовольствием.


С ДЕТЬМИ В МУЗЕЙ – ДЛЯ ЧЕГО И КАК?

Женя: Я думаю, всегда и во всём нужно начинать с себя. Если вам нравится проводить свободное время в музеях, то ребёнку будет интересно вместе с вами. Ходите на занятия вместе, обсуждайте впечатления после экскурсий или выставок. Можно вести специальные маленькие блокнотики для впечатлений о музеях, носить его с собой по выходным и в поездках за границу. Я до сих пор храню свои, возможно, поэтому и стала искусствоведом :) С другой стороны, важно помнить, что если ребенку не нравятся художественные музеи, не стоит его заставлять, в Москве есть много других интересных мест.


Блокнот Жени для впечатлений о музеях

Юля: Музей - идеальное пространство для ребенка. Дети созданы для активного познания внешнего мира, а в музеях можно найти информацию на любой вкус. Но родителям нужно быть ненавязчивыми: не стоит таскать ребенка за собой от работы к работе, пусть лучше он поведет вас. Важно, чтобы ребенок гулял в музее (именно гулял!) по собственной воле. У детей не так много свободы в принятии решений в обычной жизни, поэтому если в музее он будет выбирать всё сам, то он точно полюбит это место. А еще нужно найти подходящего медиума, который переведёт сложную информацию на понятный язык. Шестилетнему вполне можно объяснить, например, концептуализм, для этого как раз и нужны детские программы и экскурсии в музеях.


ЧТО ДЕТЯМ ИНТЕРЕСНО В ММОМА?

Женя: Необычные экспонаты, живая подача и общение с экскурсоводами, интересные мастер-классы с новыми техниками и неожиданными материалами.

Юля: Я всегда спрашиваю детей, что они ожидают увидеть в музее. Ответы стандартные: скульптуры или картины. А потом мы проходим в залы, а там инсталляции, арт-объекты, фантастические работы современных художников или даже интерактивная экспозиция, как это было на выставке Йоко Оно. Конечно, они в восторге, а я веселюсь вместе с ними. Это очень располагает детей, когда мы исследуем выставку вместе. Я их спутница и подруга, а не учительница с нотациями и лекцией.

Катя: Одна девочка сказала, что ей очень нравится ходить на экскурсии без мамы. Ей 8 лет, и они обычно вместе с мамой приходят в музей, потом расходятся и встречаются уже после экскурсии. И я подумала о том, как же классно после обменяться впечатлениями! Наши экскурсии – это как прогулки по музею с друзьями, только с друзьями, которых ты встретила 5 минут назад. Взрослые не всегда так умеют.

Лена: Порисовать прямо в залах нашего музея, выполнять задания на экспозиции, отгадывать загадки, удивляться необычным формам современного искусства. Ну и, конечно, поучаствовать в творческом процессе на мастер-классе и создать работу, которую можно забрать домой.


Интерактив на выставке «Йоко Оно»


САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА В ММОМА?

Женя: «Космос» Вячеслава Колейчука завораживает детей всех возрастов. Они очень хотят её потрогать, подуть на работу и заставить двигаться все подвижные элементы. Им нравится отражаться в ней, потому что она зеркальная.

Юля: Малышей больше интересует скульптура или объемные объекты, они тянут ручки, чтобы все потрогать. У нас в экспозиции есть большой красивый «Ископаемый таракан», его приходится защищать от активного внимания самых младших посетителей. Ребенку лет 8-10 интересно практически всё. А вот у подростков есть своё важное требование к объекту искусства – он должен хорошо смотреться на фотографии в соцсетях :) Например, им очень нравится работа с неоновыми буквами на стене «ALL WORK AND NO PLAY» Светланы Воронцовой-Вельяминовой.

Лена: По моим наблюдениям, детей больше всего привлекает то, что может звучать, двигаться, выглядеть необычно, и то, с чем можно взаимодействовать. Так что современное искусство – кладезь нестандартных экспонатов. Например, на выставке каталонского художника Жауме Пленсы, которая проходила в нашем музее прошлым летом (2019), была работа с двумя огромными гонгами, в которые можно было бить. Вот это был любимейший экспонат всех детей от мала до велика!


Гонг на выставке каталонского художника Жауме Пленсы


НАПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ММОМА

У нас есть онлайн-занятия с мастер-классами по выставке «Зазеркалье Павла Леонова» для детей 7-11 лет. Курс «Мастерская скульптора» для детей 7-11 лет. Есть курс «Дай 5!» для детей 4-6 лет (курс задуман как исследование пяти ключевых принципов искусства: линия и точка, фактура, форма, цвет, пространство). А ещё у нас есть программа по профориентации в сфере искусства для подростков 14-16 лет «И что дальше?».


Дети в мастерской на Петровке

Все онлайн программы, которые мы делаем сейчас рассчитаны на детей 7 лет и старше, но к нам с удовольствием присоединяются дети помладше при условии, что родители помогают им с мастер-классами.
МУЗЕИ